22 сентября 2018 г.
Искушение искусством, или "Женщина III"


     Не спешите! Не спешите – ужасаться и очаровываться, плакать и смеяться, критиковать и восхищаться. Всмотритесь, прочувствуйте, вдумайтесь... И оно, главное, – непременно придёт к вам...

     А пока – краткая справка, небольшой толчок для стимуляции своенравной мысли.

     Перед вами – известная картина нашего с вами современника, одного из лидеров абстрактного экспрессионизма Виллема де Кунинга, - Женщина III (Woman III) , написанная им в 1953 году. Эта ставшая знаменитой картина - одна из шести основных работ художника серии «Женщины».


     Справедливости ради надо отметить, что Кунинг был одержим темой женщин годов эдак с 40-х и нарисовал их несметное количество, но всерьёз завяз в теме в пятидесятых, с упорством сумасшедшего создавая шокирующие образы, - пусть не всегда точными, но мощными и главное - уверенными мазками, с плохо сдерживаемой страстью, граничащей с остервенелостью. Фигуры существ, называемых им женщинами, все как одна, жутковаты - огромноглазы, зубасты и с гигантскими бюстами. На многих – чулки, иногда можно разглядеть иные элементы одежды, например, туфли. Лишь самый ленивый или уставший из последователей Фрейда, глядя на его образы, мог бы промолчать. Его «Женщины» мгновенно разошлись по крупнейшим музеям и частным коллекциям США.
     Женщина III с 70-х годов прошлого столетия хранилась в Тегеранском музее современного искусства, но после исламской революции картину убрали из экспозиции, и тысячи ценителей искусства лишились в одночасье возможности любоваться ею. В 1994 году картину удалось продать заграницу. А еще через 12 лет, в 2006 году, американский король развлечений и мегаколлекционер Дэвид Геффен продал её одному из самых удачливых финансистов Америки Стивену Коэну за 137,5 миллионов долларов. По состоянию на январь 2009 г. эта картина по-прежнему остается второй (после картины Поллока), среди самых дорогих картин мира.

     А теперь вглядимся в картину, проданную за 137,5 миллионов долларов и попытаемся найти и понять, - хоть что-то.

     Итак, Женщина III. Я не доверилась своей первой своей реакции, когда два года назад одна хорошая знакомая прислала мне ссылку на картину, а стала искать мотивацию. Мотивацию Стивена Коэна. Чем руководствовался неглупый, судя по миллиардным счетам, человек, когда покупал ее у Геффена? То, что Геффен, задумал картину продать – в том не было, на мой взгляд, ничего удивительного. Странным было другое – почему он сам в свое время её купил? Думаете, коммерция, и только?
     Возможно, это единственная причина. И тем не менее, ни это, и никакое иное обстоятельство не может отнять желания поговорить о чужом сокровище.

     На мой взгляд, женщина на картине Кунинга действительно, немного необычна, как, впрочем, и на всех его картинах. И хотя ни сам Кунинг, ни жена его по жизни не были уродами (в прямом смысле слова), тем не менее, все женщины, которых порождал его слегка необычный, а зачастую - просто пьяный мозг, выходили из-под его кисти не слишком, как бы это тоньше сказать... а ладно, - не слишком красивыми на взгляд человека, привыкшего измерять красоту ботичеллиевскими, рафаэльевскими или ренуаровскими канонами.

     Что я имею в виду? Когда мы имеем дело с абстрактным искусством, то такие термины как «красиво», «некрасиво», следует использовать с известной долей осторожности, ибо зачастую то, что одному видится красивым, другому представляется всего лишь симпатичным, либо просто лишенным уродства, а третьему, так и вовсе покажется отталкивающим по сугубо субъективным причинам. Все изложенное в равной мере относится как к искусству абстрактному, так и к искусству реалистической школы, как, впрочем, и не к искусству даже, а к нашей с вами суровой действительности.

     Итак, по небезызвестной классификации Ландау, я бы отнесла Женщину III Кунинга если не к категории «красивых» и «хорошеньких», то, как минимум, к категории «интересных».
Она и впрямь интересна, хотя соглашусь и с теми, кто назовет её хорошенькой. Не без того. Но в отличие от многих кунинговских женщин, эта дама весела, добродушна и, судя по взгляду широко раскрытых глаз, - наивна, из чего мы осмелимся сделать вывод о том, что особа, изображенная на полотне, находится в весьма нежном возрасте. Еще немного, и это юное шаловливое создание игриво схватит за хвост хорька, который удобно устроился на ее шее с левой стороны. Но нежные руки пока заняты старательно исполняемым книксеном. Присмотревшись, мы видим, как аккуратно они захватывают края прозрачного платья, под которым видны чуть приспущенные чулки и незамысловатое бикини. На голове – что-то вроде головного убора, по форме напоминающего сплющенную корону (возможно художнику просто не хватило места, как это бывает с увлёкшимися детьми, и он применил этот хорошо знакомый им приём), из чего напрашивается вывод, что девушка на картине принадлежит к старинному благородному роду. Возможно даже, она – наследница престола (европейская принцесса) или возлюбленная какого-нибудь ответственного государственного лица.
     
Дама с горностаем: копияДама с горностаем: копияВсё это живо напомнило мне другой образ – леонардовскую «Даму с горностаем» (а точнее, как уже установлено учёными, - с хорьком). Как помним, Леонардо да Винчи изобразил прекрасную юную фаворитку герцога Милана Лодовика Сфорца Чечилию Галлерани. Вглядываясь в черты обеих женщин, можно найти много общего. Это и цветовая гамма, в которой выполены оба шедевра, и атрибуты одежды, указывающие на благородство происхождения обеих, и эта наивная, но в то же время таинственная улыбка чуть приподнятых уголков губ, и скромный, с искрами озорства, взгляд, и, в конце концов, - горностай (он же хорёк)!      Что-то навязчиво подсказывает, что "Женщина III" - это всё та же "Дама с горностаем", подражание ученика Мастеру. Выполненный Кунингом в свойственной ему абстрактной манере, для нас, современных зрителей, образ стал практически неузнаваем. Отсюда и краткое замешательство, отсюда и не совсем правомерная реакция неискушенного зрителя.

     
Итак, намёк очевиден. Вероятно, разгадку успеха картины Кунинга и её баснословной цены следует искать у великого Леонардо. Кто она, таинственная коронованная молодая особа с горностаем (хорьком), – символом рода Сфорца, трепетно и старательно исполняющая свой непременный церемониальный книксен на картине Кунинга?

Геффен и Коэн уже знают ответ. Кто следующий?

Пнд, 2009-02-02 22:04 Kusevic

Ну, себя я на портрете сразу узнала. А вот хорька - никак. Сколько ни билась - лошадиная морда в профиль, хоть режь.
А вот насчёт субъективности красоты - одна из наикрасивейших, на мой традиционный взгляд, женщин, осталась с человечеством на "Портрете Джинервы деи Бенчи". Но сколько живу, единомышленников в этом не нашла. Прикол.
art-blog.uz/.../uploads/2007/07/scan0001.jpg

Втр, 2009-02-03 09:44 Schneide

Ну как ни жаль, дорогая Кусевич, я тоже не примкну к твоим восхищениям - Джинерву красивой б не назвала. Какое ж все-таки счастье, что о вкусах не спорят, ибо их не навяжешь, иначе все б уже давно были похожи на Барби с Кенами.
Впрочем, пребываю в уверенности, что ценность картины так же мало зависит от внешней привлекательности того, что на ней изображено, как и привлекательность женщины зависит от симметричности черт ее лица и фигуры и соответствия всего этого актуальным на сей момент нормам.
Кстати, позволю себе восстановить слегка поломатую сцылочку на Джинерву

Втр, 2009-02-03 11:18 Нестор

С Леонардо все ясно. Он изобразил Чечилию. Но какая связь с Кунингом?

Если абстрагироваться от условностей и якорей, расставленных задачей, осмелюсь предположить, что на полотне Кунинга изображена Норма Джин.

Втр, 2009-02-03 11:47 Яфея

Нестор, очевидно, Вы не разглядели горностая на шее у Женщины-3. И потом, много общего в чертах, одежде - там все написано.

Втр, 2009-02-03 16:34 ...

Странно но ещё до прочтения "читать далее" у меня первая ассоциация возникла именно с той самой, "горностаевой" (хотя самого горностая я увидела лишь только потом а в тот момент конкретно не увидела). Но и кстати с Нормой Джин - тоже :).
(как это можно увидеть одновременно - не знаю. но мне увиделось именно так)).

Втр, 2009-02-03 17:33 Петровичъ

     Вы как хотите, но мне кажется, что это Лерочка Новодворская. Не та, которая с глазовылупленной таксой на симпатичной картинке пониже. А тот серый туман, что похож на обман, наверху.
     Есть что-то мелкоцарственное в пародоксально крупном теле, нашедшее замечательно символичное отображение в виде сплющенного металлического предмета на голове, как констатации: "монаршество, как форма правления накрылась тазом". Пожалуй, помимо головного убора, это характерная кисло-обиженная мина, так свойственная всем а-ля диссидентам и призрачным борцам за призрачные свободы. Вне зависимости от масштаба тушки, выглядит мелко. Мелкодворянски, мелкопомещически, мелкоцарственно.
     Кровь, она алая, пока свежая. Пока бежит и течёт и хлещет. А потом она превращается во что-то похожее на ржавчину. Вот этой ржавчиной и веет.

З.Ы. Погнали нафиг с насиженного места, продолжу позже.

Втр, 2009-02-03 18:05 Яфея

MeMoMeMoПодумалось - а ведь Нестор в чем-то прав! Это когда вспомнилась именно та фотка, где у нее платье задирается - то ли от ветра, то ли от вентилятора, без разницы - всё равно от смещения воздушных слоёв. Так вот там - да, и платье похожее, и улыбка, и ноги расставлены тем же манером... Только у Нормы родинка на щеке есть, а у этой - нет! А горностай-то - есть!!!

Втр, 2009-02-03 18:38 Яфея

Я тоже вглядывалась, да всё понять затруднялась - кровь там на ней, чи кетчуп, чи варенье вишнёвае? Лишь пристальное вглядывание помогло заметить ссадину над левой бровью и понять природу ржаво-красных пятен на груди, ну то есть да, это не брусничный соус. Хорошо, пусть Лерочка. Но меня другое беспокоит - почему Вы, Петровичъ, тоже игнорируете горностая (если точнее - хорька)?

Втр, 2009-02-03 22:00 Прохожий

Сорри, Вы канешна высокие Интелектуалы, и я уважаю ваше (ну и некоторой части людей) мнение что ЭТО высокое искусство, но всё же я бы такой женщине в любви не объяснился (страшно блин), да и на стену бы не повесил..... ну... не для всех такое ...
А по поводу сходства, да да, я тоже замечаю .... ухмылка таже, токма у Леонардо она ещё не замужем, а у Кунинга ..... после, ну постарше я имею ввиду. А хорёк, которого Вы горностаем обзываете, судя по желтым пятнам нагадил хозяйке на грудь, поэтому от него только красное пятно в верхнем правом углу.

Втр, 2009-02-03 22:15 ...

:))))

кстати версия про хорька понравилась))

да и по поводу сходства-разницы - .. соглашусь)

Ср, 2009-02-04 11:30 Яфея

Относительно высоты, на котором стоит это произведение, можно и поспорить. Это как с высокой модой, высоким стилем, высоким градусом, наконец. Как вообще со всем высоким. Это лишь миф, созданный вертлявыми прихлебателями высоких и всего высокого, - что, дескать, ни с Высоким, ни о Высоком спорить не полагается. Конечно, я не говорю об Абсолютно Высоком - об Эвересте или о Девятом Вале, или о Небе, например. Даже о Пизанской и об Эйфелевой башнях поспорить можно, и о Твинсах, - о чем угодно. Вроде стоят такие непокобелимые, а парочка захваченных фанатиками самолётов - и здрасьте вам...
На мой взгляд, полотно сие, Женщину-3, а равно как и всех остальных намалёванных его пьяной рукой женщин, лично я к Высокому Искусству не отнесу, как бы ни бились в истерике персоны, на сей пьедестал её взгромоздившие. Так что ежели вопрос стоит ребром: картина сия - высокое искусство или низкое?, готова подключиться к спору. :)

Одно скажу: если на день рождения друзья подарили бы мне такую картину, я бы, наверное, приняла это как смешной прикол и спросила бы, кто из них так ради меня постарался (зная наверняка, что рисовать не умеет никто). Постебавшись вволю вечер, а то и ночь (в зависимости от общего настроя), к утру следующего дня я бы уныло ворочала мозгами - куда это добро деть? Ну да, всем хорошо - поржали и разошлись, а мне с этим куда? Хорошо, если бы мимо моего дома проезжал изнурённый жаждою Геффен и, случайно набрав код подъезда, поднявшись на лифте именно на мой этаж, случайно дёрнул бы ручку именно моей квартиры, показывая отчаянными жестами, как сильно он хочет пить. Пока бы я наливала ему из-под крана воду, он бы заметил приготовленную к ссылке на дачу картину и купил бы её у меня, расплатившись одновременно и за воду. Честное слово, хватило бы не 137,5 млн $, а в сто раз меньше.
Я вообще за скромность и справедливость.

Ср, 2009-02-04 11:39 Нестор

ибо все кто хотел, видимо, высказались...

Ср, 2009-02-04 11:50 Яфея

Никто не обнимет необъятного. (с)

Пт, 2009-02-06 03:52 Doc. Nepesdyte

Ну и снова не удержусь, да прокомментирую. Была приятно удивлена, увидев на парадной странице "Патамушты" статью уважаемой Яфеи о картине Дэ Кунинга, чье творчество глубоко затронуло мой замечательный мозг. Хочу отметить, что "Женщина III" является наиболее известным произведением этого удивительного художника, но не самым выдающимся. На мой взгляд, многоплановые и тонкие психологические портреты серии "Женщины" требуют к себе особого внимания и более детального рассмортения. Очевидно, что трогательные и волнующие, изобилующие символами образы, архетипичны. В каждом из образов художник искусно подчеркивает женское естество, проявляет в мир физический Великую Мать, Богиню. Именно такой видит автор породившую его Вселенную.

Вы все дураки и не лечитесь! Одна я умная, в белом пальто стою красивая!
С уважением,
Doc. Nepesdyte

Пт, 2009-02-06 11:54 Яфея

Уважаемая доцент (доктор?) с непроизносимой в некоторых кругах фамилией! Можно называть Вас просто - Доценте? Спасибо.
Объявляю Вам благодарность за столь ценное психо-философическое замечание с Вашей стороны. Со своей стороны обещаю в ближайшем времени удовлетворить Ваш благородный исследовательский зуд и предложить нашим читателям недостающую на Ваш взгляд информацию.
З.Ы.
Хотелось бы чаще читать Ваши безудержные комментарии, а, возможно, и Ваши собственные нетленки в Вашем персональном блоге. :)))

Пт, 2009-02-06 14:58 Doc. Nepesdyte

Благодарю. Я действительно доцент. Но должна заметить, что была искренне удивлена Вашему комментарию о моей фамилии. Никто доселе не называл ее непроизносимой. Напротив, мои студенты произносят ее самозабвенно и без тени ложного стыда.
С нетерпением буду ждать новых статей о творчестве несомненного гения холста и кисти Дэ Кунинга.

Вы все дураки и не лечитесь! Одна я умная, в белом пальто стою красивая!
С уважением,
Doc. Nepesdyte

Пт, 2009-02-06 15:27 Shturman

У меня тоже есть знакомый учёный, у него три класса образования, за пять минут так десятку нарисует, что не отличишь.

Пт, 2009-02-06 15:51 Яфея

Причем, оба. Доцент - мужик был, а десяток давно уже никто не рисует!

Пт, 2009-02-13 17:56 Neris

Я в искусстве разбираюсь как свинья в апельсинах, но свое мнение выскажу. По моему это бизнес-афера. Это как в шоу бизнесе, зачем искать что-то выдающиеся, если можно разрекламировать заурядное и сделать на этом деньги. Эта картина будет известна, как одна из самых дорогих картин и не важно, что на ней изображено. И на пост уважаемой Доценте, могу ответить только её фамилией.

Чт, 2009-02-26 03:41 toothfairy

А что, хороша тетка и выпить явно не дура злые вы право. А копия девченки с крыской шедевр да шедевр несомненнейший.

Чт, 2009-02-26 12:29 Яфея

В нашем полку прибыло! Ибо истинный ценитель всегда разбирается в апельсинах!
А злые люди - хуже ехидны, не верьте им.